Притчи
- Учебная функция у суфиев резко отличается от развлекательной функции или функции эмоционального стимулирования. Это редко понимают внешние наблюдатели, или, по той же причине, люди, желающие стимуляции, а не опыта деятельности развивающего характера, что иллюстрирует следующая история. Один человек, намеревавшийся стать дервишем, заметил на обочине дороги женщину, расчесывающую гриву чудесному ухоженному ослу, и остановился, чтобы полюбоваться им. - Что вы делаете? - спросил он у нее. - Веду осла в город, я всегда беру его с собой на базар. - И что, удобно на нем ездить? - спросил путник. - О, я никогда на нем не ездила, - ответила женщина. - В таком случае, может быть, вы продадите его мне? Она продала осла, и человек увел его. Через неделю женщина встретила этого человека в одном из закоулков базара. - Ну, и как там осел? - спросила она. - Осел? Он лягается, сбрасывает меня, требует только самой лучшей еды - он безнадежен! - О, - сказала женщина, - вы, должно быть, пытались на нем ездить! ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Некий ученый сказал одному суфию: - Вы, суфии, часто говорите, что наши логичные вопросы вам непонятны. Не могли бы вы дать мне пример, какими же представляются вам наши вопросы? Суфий сказал: - Вот такой пример. Однажды я путешествовал поездом, и на нашем пути оказалось семь туннелей. Напротив меня сидел крестьянин, который, очевидно, никогда раньше поездом не ездил. После седьмого туннеля крестьянин похлопал меня по колену и сказал: "Этот поезд чересчур сложная штука. На своем осле я могу добраться до своей деревни всего за день. Однако поездом, который, казалось бы, движется быстрее, чем осел, мы все еще не добрались до моего дома, хотя солнце вставало и садилось целых семь раз". ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Как-то к одному суфию прибыла группа посетителей. Они преодолели огромное расстояние, чтобы быть в его присутствии. Их вера в его совершенство и непогрешимость дала им силы преодолеть горы, пересечь пустыни, переплыть океан и выдержать множество тягот, уготованных им судьбой. Войдя, они упали к его ногам, умоляя, чтобы он позволил им посвятить свои жизни служению ему. - Верите ли вы в меня и во всё то, что бы я ни сказал? - спросил суфий. - Во всё и безоговорочно! - подтвердили они. - Прекрасно, - сказал суфий, - сейчас я проверю глубину вашей веры. - Проверьте нас, Мастер! - воскликнули его поклонники. - Что ж, выслушайте следующее утверждение: меня здесь нет вообще. Можете вы безоговорочно поверить в это? Претенденты в ученики заколебались и затем, один за другим, признались, что не в состоянии поверить в то, что его здесь нет. Суфий сказал: - Несмотря на то, что вами движут и вас поддерживают чувства, на самом деле, вы - люди слов. Ваши чувства не могут подкрепить ваши слова. Вы говорите, что поверите чему угодно, но это слова. Когда же вас попросили поверить в нечто, вы не смогли, что показывает отсутствие глубины чувств. Вы ошибаетесь даже относительно собственных заявлений. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Жил некогда суфий, которому часто случалось быть собеседником короля. Однажды король сказал ему: - Я не могу понять Вашу философию, но и не могу не восхищаться суфиями, как наиболее интересными людьми из тех, с кем я когда-либо сталкивался. Суфий ответил: - Расскажите мне о чем-нибудь, что затрудняет Ваше понимание. Король сказал: - Например, как может какой-то звук воздействовать на человека, особенно человека культурного, сильнее, чем слово? Любое животное может издавать звуки. Слова - более высокая форма звукового общения. Суфий ответил: - Когда Вы окажетесь в подходящем состоянии, я продемонстрирую Вам, что это может означать. Спустя некоторое время суфий и король охотились на тигров. Король, бывший человеком весьма словоохотливым, не мог хранить молчание, да к тому же постоянно забывал, что говорить надо тихо, и каждый раз отпугивал тигров. Наконец, охотник, возглавлявший охоту, во время короткой передышки подошел к суфию, поклонился ему и сказал: - Когда искусство и репутация не помогают, единственное что остается - обратиться за помощью к Мудрому. Не могли бы Вы, Ваше Присутствие, повлиять на его Величество, чтобы он хранил молчание, когда мы выслеживаем тигров? Я, недостойный, жажду Вашей помощи, ибо, если мы вернемся с охоты без тигра, именно я подвергнусь упрекам из-за недостатков короля, и пострадают мои жена и дети, а также моя репутация охотника. Суфий согласился помочь охотнику. Когда они догнали короля, тот все еще продолжал разговаривать. Тогда суфий сказал тихо: - Ти... Король мгновенно застыл, как вкопанный, и прошептал так тихо, что даже тигры его не услышали бы: - ...гры? Суфий сказал: - Теперь, когда Ваше Величество при звуке "Ти..." соблаговолили на мгновение замолчать и даже добавить бессмысленный звук "...гры", позвольте мне заметить, что такие слова, как "пожалуйста, потише" или "нашими разговорами мы отпугиваем тигров", или даже "Тихо!" никак не влияли на того, кто утверждает, что слова действеннее звуков. Более того, отметьте, пожалуйста, что человек, как правило, очень хорошо знает, что имеют ввиду другие. Фраза "Я не могу понять" составлена из слов, но, если проверить, то реально она ничего не означает. Я только что проверил Ваше высказывание "Я не понимаю, что вы имеете в виду вашей философией". ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Некий лжесуфий отправился раз на мельницу, чтобы перемолоть там свою пшеницу. - Смели-ка ты мне это сейчас, да поживее, - крикнул он мельнику с высокомерием, которое столь присуще всем шарлатанам, пытающимся заставить других работать на себя. - Нет у меня времени возиться с тобой, - ответил мельник. - Если ты не подчинишься, я прокляну твою мельницу, - пригрозил жулик. - Ну что ж, с удовольствием посмотрю, как это у тебя получится, - ответил мельник, который был истинным суфием. - Если бы ты умел добиваться исполнения своих желаний, таким образом, тебе не пришлось бы сейчас стоять передо мной и пытаться заставить меня смолоть твое зерно. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Суфии известны как искатели истины, а истина есть знание объективной реальности. Один невежественный и жадный тиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх Родриго, он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина - это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара аль-Алави из Тарагоны. Омар был схвачен и приведен во дворец. Рударигх сказал: - Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью. Омар ответил: - Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен, если он говорит правду, отвечая на поставленные вопросы, и если эта правда не свидетельствует против него? - Да, соблюдаю, - сказал вельможа. - Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего господина, - сказал Омар. - А теперь я скажу истину и не одну, а целых три! - Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова. - Для такого господина, как ты, - продолжал Омар, - которому мы собираемся открыть не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными. Рударигх от этого комплимента преисполнился самодовольством. - Первая истина, - сказал суфий, - состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны. Вторая - это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину. Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию. Впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Некто пришел к cуфию с вопросом. Он сказал: - Я был озадачен в течение многих, многих лет, но читая книги, не смог найти однозначного ответа. Скажите мне, что происходит после смерти? Суфий ответил: - Пожалуйста, задайте этот вопрос тому, кто будет умирать. Я собираюсь жить. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Рассказывают, что как-то в одной из битв Али был ранен вражеской стрелой, засевшей так глубоко в его кости, что извлечь её было очень тяжело. Когда об этом сообщили Пророку, тот сказал: — Постарайтесь извлечь её, вытащив сразу, когда драгоценный Али встанет на молитву, поскольку в своей беседе с Богом он так отрешен от всего земного, что даже боли не почувствует! Как повелел Пророк, так и сделали, и Али, только закончив свою молитву, увидел, что в ране нет стрелы, и исчезла боль. И Али снова восславил Господа и восхвалил Его Пророка. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Ученик постоянно доставал своего учителя своим нытьем на тему того, что он никак не может достичь мудрости. Учитель убеждал его в том, что было бы только желание. И вот однажды, когда они шли вдоль реки и ученик снова завел этот разговор, учитель толкнул его в воду и удерживал там. Через какое-то время, мудрец отпустил юношу и когда тот отдышался, спросил: – Чего ты хотел больше всего, когда был под водой? – Воздуха! Больше всего я хотел воздуха! – Но может ты предпочел бы воздуху богатство, любовь, власть? – Нет, учитель, в тот момент мне нужен был только воздух и ничего больше! – Вот так и с мудростью, если ты будешь хотеть достичь мудрости с такой же силой, как ты минуту назад стремился к глотку воздуха, ты обязательно познаешь мудрость! ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Учитель, почему вы не даёте мне больше заданий, тогда как другие получают чуть ли не каждый день новые? — спросил ученик Учителя. — Я отвечу тебе, но только не сейчас. Сейчас давай пообедаем. Ученик согласился, тем более что он был голоден. — Только позволь мне самому тебя кормить? Ученику это показалось странным, но, тем не менее, он согласился, думая, что так Учитель проявляет к нему больше внимания, чем к другим ученикам. Принесли угощенье. Учитель набрал в ложку вкусного, ароматного и сочного плова и поднёс её ко рту ученика, который с аппетитом принялся есть сказочное кушанье. От удовольствия он закачал головой, закрыл глаза и хотел было в восхищении похвалить умение повара, но как только он открыл рот, чтобы сказать: «Вай, вай, какое это чудо», как очередная ложка оказалась у него во рту. Он начал пережёвывать, но, не успев дожевать, его рот пополнился ещё одной ложкой великолепного блюда. Он жевал всё быстрее и быстрее, и, несмотря на это, ложка с пловом всё чаще и чаще оказывалась у него во рту даже прежде, чем он успевал прожевать предыдущую. Наконец ученик не выдержал и с полным ртом воскликнул: — Мы что, куда-то спешим? Почему вы наполняете мой рот прежде, чем я успеваю прожевать и насладиться вкусом этого чудесного плова? Неужели нельзя есть не спеша, за приятной беседой? — Можно, но ведь тебе так нравится, — сказал учитель. — Мне? Вы что? Кто вам это сказал? — Ты сам полчаса назад. — Я? — изумлённо спросил ученик. — Ну не я же просил давать тебе новые уроки, когда прежние ещё не пережёваны и не усвоены тобой. Давать тебе новые задания, прежде чем ты выполнишь и усвоишь предыдущие, всё равно, что наполнять пищей полный рот. Не торопись набирать много заданий и не торопись выполнять их. «Торопись медленно», говорили древние, чтобы не прозевать жизнь. Выполняй их с радостью и усердием, а не с торопливостью. Не превращай жизнь в погоню. Ощути вкус жизни и наслаждайся им! ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше