Притчи
- Был такой мистик Баал Шем. Один человек спросил его: - Что является более важным и ценным - богатство или мудрость? Спрашивающий имел свои собственные соображения на этот счет. Поэтому Баал Шем засмеялся и сказал: - Конечно же, более значительной и более ценной является мудрость. Человек сказал: - Тогда, Баал Шем, скажите, почему Вы, мудрый человек, ходите в дома богатых людей, но я никогда не видел, чтобы богатые люди ходили в Ваш дом. Баал Шем улыбнулся и сказал: - Да, мудрые люди ходят к богатым, потому что они мудры и знают цену богатству, а богатые - это просто богатые и ничего больше. Они не могут понять цену мудрости. Однажды один очень богатый человек пригласил Баал Шема посетить его дворец. Дворец был необыкновенно роскошен. Просто шедевр! Он прямо ломился от всевозможных ценностей: ковры, картины, античные произведения искусства, мебель всех веков. Богач вел Мастера из одной комнаты в другую. Они ходили уже несколько часов, потому что дворец был огромен. Богач не переставал хвастаться. Он чувствовал себя глубоко удовлетворенным. Показав весь дворец, хозяин, заглядывая в глаза Мастеру; спросил: - Ну, как впечатление? Баал Шем ответил: - То, что мир настолько прочен, чтобы вынести тяжесть такого огромного дворца, да еще и тебя, произвело на меня большое впечатление! ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Однажды к хасидскому Мастеру Нафтали постучали. Он открыл дверь и по своему обыкновению спросил: - Ты зачем пришел? Человек ответил: - Я пришел учиться у Вас. Нафтали сказал: - Поищи себе кого-нибудь другого, с кем будешь изучать писание. Сказав это, он закрыл дверь. Его жена спросила: - Почему ты его прогнал? Он производит впечатление искренне жаждущего. Нафтали ответил: - Те, кто интересуется изучением писаний, по большей части глупы. Они просто хотят спрятаться за этим. Прошло время и в его дверь снова постучали. Нафтали открыл дверь и спросил: - Чего тебе? Человек ответил: - Я пришел, чтобы быть рядом с Вами, научиться у Вас служить человечеству. - Проваливай, - сказал Нафтали. - Ты ошибся адресом. Жена опять спросила: - Почему ты и этого прогнал? Такая чистая душа, стремится служить человечеству. Из него мог бы выйти толк. - Тот, кто не знает самого себя, - сказал Нафтали, - не может никому служить. От его служения одни неприятности. Однажды в дверь Мастера снова постучали. Нафтали открыл дверь и спросил: - А тебе чего? Человек ответил: - Я невежественный и хотел бы избавиться от этого. Не могли бы Вы немного помочь мне в этом? Нафтали сказал: - Входи, я жду тебя. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Мастер Дхун-Нун написал небольшую книгу и велел одному из своих учеников отнести ее имаму в подарок. Напутствуя ученика, он попросил его внимательно наблюдать за тем, как будет реагировать имам. - Имей ввиду, что книга может показаться оскорбительной для ортодоксального ума, она может вызвать эмоции. Ты должен сохранять спокойствие и в точности передать мне все события, - сказал Дхун-Нун. Ученик вручил книгу имаму, когда тот сидел в саду. Было зимнее утро и тот наслаждался солнцем. Рядом сидела и его жена. Имам спросил: - Кто написал эту книгу? Ученик произнес имя Мастера. Имам вдруг разгневался, швырнул книгу и сказал: -Такая бессмысленная, оскорбительная, нерелигиозная книга не может попасть в мой дом! Уходи немедленно, твой Мастер опасен для общества. Он создает хаос и разрушает нашу религию! Мгновенно ученик утратил свою отрешенность, сильный гнев возник в нем, но, вспомнив напутствие Мастера, он взял себя в руки. Уже уходя, он услышал, как жена имама, успокаивая его, говорила: - Ты мог бы выбросить ее немного позже, когда этот человек уйдет. Не было необходимости в такой ярости. Это не подобает твоему положению. У тебя такая большая библиотека, в которой есть разные книги, ты мог бы положить и эту книгу туда, если ты не хочешь читать ее. Снова ученик почувствовал возникшую эмоцию, ибо женщина оказалась более сострадательной, любящей, более человечной. Но тут же он осознал, что не должен привносить свое отношение в это событие, он должен просто наблюдать. Возвратившись, он доложил обо всем Мастеру, но в конце забылся и добавил: - Мне кажется, жена имама замечательная женщина, и, похоже, даже понимает тебя. Быть может, однажды она сможет воспринять... Мастер прервал его: - Подожди! Кто просил тебя комментировать? Твое дело - просто передать увиденное. Мое дело делать выводы. И я скажу тебе, что ты неправ. Возможно, имам через некоторое время придет ко мне. Сейчас он ненавидит меня, но ненависть очень легко может трансформироваться в любовь. Скоро он почувствует, что был неправ, возьмет книгу и будет читать ее. Что же касается женщины, то я уверяю тебя, что она никогда не проявит интерес к нам, потому что она равнодушна. Сейчас ступай и посмотри, что стало с книгой. Возможно, имам читает ее! Ученик отправился снова. И - о чудо! Мастер был прав: имам читал книгу... ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Знаете ли вы, откуда произошло слово "джибериш" - тарабарщина? Оно произошло от имени суфийского мистика Джабара. Он употреблял бессмысленные словосочетания, поскольку пришел к пониманию, что все, что говорят люди - чепуха. Тогда к чему притворяться, если люди все равно не понимают друг друга? Джабар стал действительно говорить чепуху. Он использовал звуки, слова; никто не мог понять, что он говорит. И тогда каждый был свободен иметь свою собственную интерпретацию. Многие были последователями Джабара. Ибо, когда Мастер не может быть понят буквально, для учеников очень легко следовать за ним, потому что тогда они свободны и могут интерпретировать сказанное, как угодно. Этого и добивался Мастер. И если его спрашивали: "Есть ли Бог?", он мог ответить: "Йа Ху!" А далее - ваше дело думать, что это означает. Кто-нибудь очень умный подумает, что это начальный слог, означающий Бога, что Мастер дал только намек и т.д. Или вдруг он делал что-то нелепое. Например, его спрашивали: "Что есть Бог?" А он тут же становился на голову. Попробуйте понять это! Каждый способен представить смысл по-своему. Кто-то подумает, что он давал указание, чтобы все перевернуть - шиворот-навыворот, что все, что вы думали до настоящего времени, необходимо переосмыслить. Некоторые ученики даже пытались читать писания наоборот. Но в этом была одна хорошая вещь. Джабар наверняка наслаждался всем этим представлением. Он, несомненно, получал удовольствие от того, сколько толкований могут найти люди. Лишь бы понятия не утверждались и не сужались. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Один ученик однажды спросил Бахауддина: - Почему Вы никогда не дискутируете с учеными? Бахауддин ответил: - Было время, когда я делал это регулярно. Я разрушал их убеждения и воображаемые доказательства. Но однажды человек более мудрый, чем я, сказал: "Ты настолько часто и намеренно стыдишь людей языка, что в этом есть монотонность, и, поскольку это не является целью, а ученые продолжают делать ошибки после того, как их авторитет был разрушен, то это не имеет смысла". Он добавил: "Твои ученики находятся в состоянии постоянного восхищения тобой. Они научились уважать тебя. Вместо этого им следовало бы осознать относительную бесполезность таких побед и отсутствие значимости твоих оппонентов. Таким образом, ты в победе потерпел поражение, скажем, на четверть. Восхищение тобой ориентирует их в ненужном направлении и отнимает часть времени, которое они могли бы использовать для восприятия чего-либо более важного. Поэтому ты потерпел поражение, пожалуй, еще на четверть. Две четверти равны одной половине. Твоя победа является победой только наполовину, а наполовину - поражением". Это было 20 лет назад. Вот почему я не обращаю ни своего внимания, ни внимания своих учеников на ученых. Наносить удар мнящим о себе ученым, чтобы продемонстрировать их пустоту ученикам, также бесполезно, как и ударять по пустому горшку. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников - большей частью это были догматически настроенные ученые. Кто-то спросил его: - Почему вы это делаете? Он ответил: одно из первых упражнений суфия - увидеть, способен ли он распознать несуразности, пристрастия и искажения у тех, кто воображает себя мудрым. Если он действительно способен увидеть, что у них внутри, и распознать их самовлюбленную и ядовитую природу - тогда он может начинать учиться Реальности. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Некий Суфий согласился взять с собой в путешествие обычного человека, чтобы показать ему жизнь и смерть с другой точки зрения. Они пришли на могилу знаменитого человека, вокруг которой толпилось много народа, произнося молитвы. Человек сказал: - Благословенна память этого человека! Я еще ни у кого не видел столько поклонников. - На самом деле, - сказал Суфий, - этот человек почитаем, потому что окружал себя учениками, не давая им шагу ступить самим, и позволял им засыпать себя вопросами, и, в конце концов, умер от утомления, упустив возможность быть полезным людям в другое время и в другом месте. Затем они пришли в другое место и увидели человека, которого носили на руках его почитатели, день и ночь воспевая ему хвалы. Обычный человек сказал: - Остережемся этого человека, ибо он ведет себя некрасиво, позволяя всем этим людям поклоняться себе. - На самом деле, - сказал Суфий, - он окружен восторженными идиотами из-за того, что такие как ты остерегаются его. Правильным было бы выяснить, действительно ли он наслаждается их поклонением, и если нет, помочь ему, показав его поклонникам, что они ведут себя неверно. Они пошли дальше, и вскоре встретили человека, который говорил с толпой, и толпа внимательно внимала ему. - Какие дисциплинированные и вежливые люди, - сказал обычный человек, - нам стоит познакомиться с ними поближе. - На самом деле, - сказал Суфий, - эти люди слушают так внимательно потому, что они не способны мыслить и действовать самостоятельно. Правильным было бы расшевелить их и заставить мыслить и действовать, а не превращаться самим в слушателей. Обычный человек сказал: - Послушай, если я не могу судить по наружности, и если я не могу судить по своему внутреннему ощущению, что мне делать, когда рядом со мной нет понимающего человека, такого как ты? - Не то чтобы совсем нельзя, - отвечал Суфий, - я говорил лишь, что думать что то, что выглядит одинаковым и есть одинаково - это не основа для обучения. Внешность может быть обманчива, а может быть, и нет. Учитель поможет тебе воспитать понимание, которое как толкует поверхностное, так и воспринимает внутреннее. Если ты ищешь знаний через внешние формы, ты не ищешь понимания. Если ты хочешь вишен, зачем ты ищешь алмазы? ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Один старик, разменявший девятый десяток лет своей жизни, пришёл за советом к известному в его краях врачу. — У меня осталось всего пять зубов и мне нечем пережёвывать пищу, — пожаловался он. — Я теперь даже мою самую любимую еду глотаю кусками, и она идёт мне не в прок, а от этого слабеет моё тело. Верни же, о, мудрый врач, для начала хотя бы мои зубы, и я тебя щедро одарю! Выслушав старика, врач ответил: — Сочувствую тебе, достопочтенный старец, но помочь не могу. Для того, чтобы осуществилось то, о чём ты просишь, есть только одно средство — помолодеть хотя бы лет на сорок, но я, увы, над временем не имею власти. Поэтому смирись пока со своей слабостью, а вскоре, уснув вечным сном, ты навсегда забудешь о своих земных бедах! ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Жил когда-то в одной деревне глупый простак. И был у него жалкий хромоногий старый осёл. Осел этот был таким дряхлым, что не прошёл бы и версты за пару дней, как бы не гуляла по нему палка. Намучившись с ним, хозяин повёл его в город и обратился к сбывавшим ослов посредникам с просьбой помочь его продать. В ответ на эту просьбу один из посредников, разгладив усы, стал громко зазывать покупателей. — Продаётся невиданное чудо, — кричал он. — Не осёл, а иноходец, а скорее всего быстрый и сильный мул, на котором можно отправляться на войну, где он одним гулом и топотом своих копыт обратит в бегство врага! От одного лишь взмаха хлыста он уже летит стрелой, как ветер, а грязь и глину преодолевает, как струя воды! Народ, слушая эту похвалу несчастному животному, посмеивался, а бедный простак ушам своим не верил, но всё это воспринял всерьёз и взмолился: — О, продавец! Разве можно не поверить твоим замечательным словам, сказанным об этом осле во всеуслышание перед всем честным базаром! И я прошу тебя: не продавай это замечательное животное, верни мне осла назад! Я ведь уже так долго ищу такого надёжного четвероногого помощника, какого ты здесь описал! Мне странно и обидно, что я прежде не замечал этих его выдающихся качеств. Продавец же ответил ему тихо так, чтобы никто не слышал: — Ты что — сошёл с ума? Ты же много лет владеешь этим ослом и хорошо знаешь, чего он стоит. Я ведь всё наврал, чтобы набить ему цену, и не представляю, как ты мог мне поверить? Но простак на этот раз ему не поверил. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше
- Когда-то очень давно один царь созвал к себе на пир своих друзей, чтобы они по очереди потешили его своими рассказами о разных чудесах и о далёких странах. Развлекая царя, один из рассказчиков поведал ему: — Как-то в Аравии мне довелось увидеть необычное чудовище. С виду оно, как одногорбый верблюд, но всё обросло перьями и даже имеет крылья, но никогда не летает. На нём ничего не возят, а питается оно огнём, искры которого в его глотке сразу же становятся прохладной водой. Когда он закончил свой рассказ, все рассмеялись и наперебой стали ему говорить: — Лучше бы ты уже молчал, чем нести такую чушь! Всем известно, что в мире не существует крылатых верблюдов и птиц, питающихся огнём, ты их не найдёшь, хоть объезди весь белый свет. Рассказ твой — сплошная выдумка! Как ни клялся рассказчик, что всё, что он говорил, — истинная правда, никто ему не верил, и он был очень уязвлён тем, что все его недавние друзья теперь на него смотрят с презрением, как на лгуна. Всё это так поразило его, что он сразу же отправился в странствия, чтобы доказать свою правоту. Лишь когда он добрался до Багдада, ему удалось на базаре купить страуса. Около года занял у него обратный путь, и, прибыв в свой город, он сразу же повёл страуса к царю. Увидев эту диковинную птицу, напоминавшую одногорбого верблюда, царь признал правоту несправедливо обиженного рассказчика и обнял его со словами: — Ты был прав, мой друг, а мы ошибались. Что ж, бывает, что из-за туч мы не видим зари, но это не значит, что её нет! А рассказчик тоже сделал для себя вывод: если доказательства приходится так далеко и долго искать, то лучше воздерживаться от рассказов о чудесах. ВСЕ ПРИТЧИ Читать дальше